Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей 
"Музей Победы"

Добро пожаловать!

Понедельник, 2017/Декабрь/11, 11:43

Приветствую Вас ГостьГлавная | Общее о Музее Выход | Вход


Мы ощущаем трепет и волнение,

Идя по берегу родной реки,

И чувствуем любовь и наслаждение,

Касаясь взором дивной красоты.

Свою любовь и к городу, и к краю

Способны нашим детям передать.

Теперь об этом мы не мало знаем,

Стремясь с душой ребятам рассказать.

Хотим, чтоб каждый знал свою Отчизну

И место, где родился и живет.

Хоть Ангара порою и капризна,

Но в водах своих летопись несёт.

Она свидетель давних потрясений,

Угроз и войн, печалей и побед.

И очевидица великих достижений,

Народом сложенных из радостей и бед.

Нести любовь к истории, культуре –

Наш сокровенный и высокий долг,

Чтоб развивалась и духовность и натура

В ребенке, опираясь на ИСТОК.

 

   В ФЗ «Об образовании» образование подается как неотъемлемый процесс воспитания и обучения. Процесс воспитания стоит на первом месте (хотя в первой редакции ФЗ  процесс обучения стоял первым). И неслучайно. По итогам прошлых лет (перестроечное время) специалистов мы, конечно, получили, а вот  с точки зрения их воспитания - промахнулись. Поэтому сейчас все больше и больше внимания уделяется воспитанию не только подрастающего поколения, но и взрослых.

     Воспитание духовно-нравственное, экологическое, патриотическое … Все эти направления входят  составными частями в краеведение. Уроки по краеведению не входят в вариативную часть учебных планов общеобразовательных учреждений. А зря. Наши дети не должны быть Иванами, непомнящими родства. Именно от этого поколения, его моральных и деловых качеств зависит историческая судьба России. Да и мы, взрослые, часто оказываемся некомпетентными в вопросах истории, литературы, географии, экологии своего края, своего населенного пункта. Очень правильно и дальновидно поступают те учителя и директора школ, которые вводят в инвариант предметы краеведческого плана.

      Нужно ли краеведение как школьная дисциплина? Вопрос может показаться спорным, впрочем, как и вопрос о том, необходимо ли знакомство с логарифмированием человеку, который хочет посвятить себя торговле, или знание имен русских императоров спортсменам.

      Школа должна познакомить ученика с различными сторонами человеческой деятельности, чтобы дать каждому возможность уверенно определить направления будущего приложения своих сил. А ведь многим выпускникам учебных заведений придется работать в сферах городского хозяйства, жилищного строительства, городского управления. Именно нынешним школьникам предстоит сохранять, развивать и расширять то, что наработали предыдущие поколения. Ведь главная задача курса краеведения - готовить будущих хозяев города, знакомых со всеми аспектами его жизни, вникающих в его проблемы и находящих их решение.

     Но вводить новые предметы курса краеведения нельзя бездумно. Часто бывает: ни методически, ни дидактически нововведение в достаточной степени не подготовлено. Нет учебных программ, учебников, наглядного материала, которыми могли бы воспользоваться школьники и педагоги. Т.е. педагогам необходимо дать инструментарий. Поэтому, задаваясь целью введения предметов курса краеведения, первоначально необходимо иметь или разработать учебно-методический комплекс.

    В Ангарске именно специалисты муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Музей Победы» взяли на себя инициативу по разработке  учебно-методического комплекса по краеведению «Земля Ангарская». В данное время на базе Музея работает муниципальная педагогическая лаборатория по разработке учебно-методического комплекса, в который войдут Пособие для педагога с Программой, Рабочая тетрадь для учащихся, Электронный учебник, состоящий из двух дисков (на одном - слайдовые презентации к максимальному количеству занятий, на другом – документальные фильмы по истории строительства Ангарска). Членами муниципальной педагогической лаборатории являются педагогические работники и  библиотекари образовательных учреждений всех типов и видов, специалисты краеведческого отдела  Центральной библиотеки и другие заинтересованные лица и учреждения Ангарского муниципального образования. Согласно Программы изучение «малой Родины» пойдет с 1 по 11 класс путем углубления из класса в класс, т.е. одна и та же тема может быть рассмотрена в 1, 5 и 10-м классе, какие-то темы (например, «Рынок труда в Ангарске») планируется рассматривать только в старших классах, а тема «Писатели и поэты Ангарска» - во всех 11-ти классах. В общей сложности школьники за 11 лет будут изучать свой город 289 часов (1-4-е классы и 11 класс – 1 час в две недели, 5-10-е классы – 1 час в неделю). Для каждой темы будет дан полный перечень литературы, наглядный материал в виде слайдовых презентаций, прописаны формы и методы проведения занятий (лекции, уроки-экскурсии в музеях, самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения, экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции, конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций).

     Мы предполагаем, что введение курса «Земля Ангарская» будет встречено в школах без особого энтузиазма. Проблем у директоров и учителей более чем достаточно. А тут еще новый предмет, для которого нужно выкраивать место в учебном плане. Да и трудно найти преподавателя - краеведов не готовит ни один вуз. Вся надежда на учителей неравнодушных, гибких,  разносторонне развитых в вопросах географии, истории, литературы, экологии и т.д., которые не побоятся принимать на себя дополнительные обязанности и тратить свое время на подготовку к занятиям. Еще русский философ Иван Ильин говорил, что педагогу необходимо «вправить душу ребенка в духовный опыт его Родины».

     Большую помощь в краеведческом воспитании играют книги. Книги-воспоминания – это очень ценный материал по истории, но рассматривать его как достоверный источник на сто процентов нельзя. Это субъективный взгляд на то или иное время. Для работы с детьми необходимо брать литературу документального плана, не исключая воспоминания.

     Начиная с 2003 года Музей занимается исследовательской работой, конечным результатом которой является издание книг (от 100 до 2000 экз.):

Ø     2004 год - «Ангарские истоки» (полная история п.Мегет, п.Китой, с.Одинск, с.Савватеевка и история улиц, Почетных граждан и памятных мест Ангарска). Составлением книги занимались юные краеведы, занимающиеся учебных объединениях-спутниках от Музея Победы в школах данных населенных пунктов.

Ø     2005 год - «34005 часов войны» (история Великой Отечественной войны, в том числе и через историю Иркутской области, а так же воспоминания и фотографии ветеранов войны – ангарчан). Во многих школах, районах собран богатый материал по ветеранам войны. Но как его сохранить для следующих поколений? Мы пошли путем издания книги по истории войны. История Великой Отечественной войны в книге была разделена на 18 глав (по битвам). Каждая глава открывается титульным листом со стихотворением ангарчан. Далее – общая информация о битве, блок «Иркутская области в битве…», воспоминания ангарчан о битве и галерея фотографий ветеранов периода войны и современные. Для  школьников эта книга – открытие. Открытие и то, что на фронтах  воевали и погибали молодые ребята, а не дедушки и бабушки с клюкой. Дети  должны получить по истории войны такую информацию, после осмысления которой, они в будущем должны будут сделать все возможное, чтобы никакие войны: малые или большие, не повторились. Каждый раз, заканчивая цикл лекций в Музее по истории Великой Отечественной войны, я привожу старшеклассникам пример из учебника по этнографии для педагогических вузов, где рассказывается о народности, ни с кем никогда не воевавшей. Причина мирного сосуществования заключалась в том, что у них был принят закон: если правитель объявляет войну соседней народности, он обязан убить своего собственного сына. Никто не хотел собственноручно убивать своего ребенка. А на войне ведь погибают чьи-то мужья, сыновья.

Ø     2007 год – «Время. История. Школа» (история Ангарского школьного образования с 1947 по 2006 г.г.). Это научно-исследовательский труд большой армии учителей, учеников школ Ангарска и Ангарского района, юных краеведов Музея Победы. К сбору материалов были подключены исследовательские группы в каждой школе и старейшие учителя Ангарска, специалисты Управления образования, архивов Ангарска и Иркутска (всего более 300 человек). Впервые в истории Ангарска была предпринята попытка собрать, обобщить и проанализировать документы, воспоминания и публикации по истории школьного образования Ангарска и Ангарского района. В ряде школ работа над материалом для книги подвигла к мысли о создании музея истории и развития данного образовательного учреждения. И это великолепно! Практически всем участникам сбора информации было тяжело и в то же время интересно. Очень плохо, что много информации уже безвозвратно утеряно. Но то, что все мы успели «ухватить», зафиксировать сейчас доступно всем заинтересованным людям. В данное время книга размещена на портале Управления образования Ангарского муниципального образования.

Книга «Время. История. Школа»  состоит из двух частей.

I часть «История ангарского школьного образования»: информация о Заслуженных учителях  школ РСФСР и РФ, об учителях - Почетных гражданах Ангарска и Ангарского муниципального образования, представлен список (около 700 человек) работников школ, лицеев, гимназий, Управления образования Ангарского муниципального образования, награжденных ведомственным нагрудным знаком отличия, опубликованы воспоминания самой первой учительницы Ангарска Кравченко Антонины Ивановны и старейших учителей города, выдержки из статей об образовании из городской газеты «Знамя коммунизма», восстановлена история отдела (Управления) образования, дана полная информация о профессиональных конкурсах  («Учитель года», «Классный руководитель года») и конкурсе  «Ученик года», не забыты  лучшие ангарские школы и лучшие ангарские учителя, опубликована история  Совета ветеранов работников образования; по материалам областной станции детско-юношеского туризма и краеведения сформирована глава «Ветераны детского туризма и краеведения». А так же дана история закрытых в разное время школ всех типов и видов.

II часть «История школ Ангарска и Ангарского района» всех типов и видов (школы, лицеи, гимназия, негосударственные школы, интернаты, вспомогательная школа). Информация по истории школ предоставлена исследовательскими группами образовательных учреждений.

     Все эти книги являются  необходимым материалом для проведения занятий по краеведению. Для многих ангарских учителей эти книги стали  настольными. А мы, специалисты Музея, уже  пытаемся претворить в жизнь следующую идею: для удобства нахождения и восприятия детьми информации по  Ангарску мы составляем Энциклопедию Ангарска (от А до Я). Эту работу планируется закончить к 60-летнему юбилею города.

     Урочные и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт, ученый-историк, академик РАО, в начале 90-х годов возглавлявший Совет и Союз краеведов России следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».

     Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (статья 44), «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 58). И, конечно, все должны уважительно относиться к государственным символам России. Но символами России являются не только ее государственные герб, флаг, гимн, но и все те официальные символы ее земель (регионов и муниципальных образований), из которых наша обширная земля складывается. И уважение к государственной символике также во многом начинается с уважения к своим местным символам, с их знания, понимания, умения с ними достойно и правильно обращаться, и не только по праздникам, а каждый день. Все изображения на флагах и гербах, их композиция и компоновка, сочетания цветов, частей и элементов несут важную смысловую нагрузку, олицетворяют исторические, культурные, национальные, религиозные и политические особенности территории. Уголки государственной и официальной символики России, Иркутской области и своего населенного пункта должны быть в каждом образовательном учреждении на самом видном месте. Ежечасно, ребята, проходя или пробегая, вольно или невольно, смотрят и запоминают символы. При оформлении уголка гербы и флаги надо правильно воспроизводить и располагать в пространстве, первоначально изучив ФКЗ № 1 от 25 декабря 2000 года «О государственном флаге Российской Федерации», ФКЗ № 2 от 25 декабря 2000 года «О государственном гербе Российской Федерации», ФКЗ № 3 от 25 декабря 2000 года «О государственном гимне Российской Федерации». Во время проведения общешкольных мероприятий необходимо включать гимн России в полном объеме (все три куплета). Государственная символика – это своеобразная стенограмма истории, прописанная в этих символах. Относясь с уважением к государственным символам, мы тем самым относимся с уважением к своей истории, к настоящему и будущему нашей страны. И если мы сумеем выстроить работу так, чтобы каждый мальчишка с гордостью вставал под звуки государственного гимна, с гордостью проходил мимо нашего флага, других наших государственных символов – этим самым мы уже сделаем великое дело.

     Ещё большее воздействие на учащихся должно происходит во время получения ими впервые паспорта. Торжественные церемонии вручения паспортов 14-летним гражданам России в Ангарске проводятся с декабря 2005 года. Специалисты Музея Победы готовят и  проводят церемонию в тесном сотрудничестве с паспортно-визовой службой УВД Ангарска и отделом по молодежной политике, культуре и спорту администрации города Ангарска пять раз в году (к 23 февраля (мальчики), к 8 марта (девочки), 30 мая (день рождения Ангарска), 1 сентября, 12 декабря). На начальном этапе родители вместе с ребятами сдают документы согласно утвержденного перечня в паспортный стол своего ЖЭКа, сообщают сведения о ребёнке в Музей методисту – ответственному за проведение церемонии. Методист готовит сводные списки, проводит несколько раз сверку с паспортным столом и приглашает официальных лиц и СМИ (газеты, телевидение, радио). Сотрудник паспортно-визовой службы за 30 минут до торжественной церемонии выдаёт документы ребятам (свидетельства о рождении) и они расписываются в паспорте. Паспорт ребятам на руки сразу не выдается. Они его получают торжественно из рук первых лиц города и района: главы города Ангарска или мэра Ангарского муниципального образования. Церемонию ведут  старшеклассники и студенты. На церемонии так же присутствуют и  выступают Почетные граждане Ангарска, председатель территориальной избирательной комиссии, представители паспортно-визовой службы. Обязательно – музыкальные приветствия: школьники или студенты исполняют две песни о Родине, России. В конце церемонии – включаем гимн России (все три куплета). Юным гражданам России вместе с паспортом вручаются обязательно Конституция и текст напутствия от первых лиц города и района, в дополнение - книги об Ангарске и изданные в Ангарске, значки с государственной и городской символикой, диски с песнями об Ангарске и т.д.. Самый последний момент – общее со всеми, кто получил паспорт, и индивидуальное фотографирование с гостями церемонии и первыми лицами города и района в уголке государственной символики, который мы специально оформляем в зале: флаги России, Иркутской области, Ангарска и макет паспорта (1,5м. х 1м.). Вся церемония бесплатная для ребят. Через неделю после церемонии ребята бесплатно получают общую фотографию. Финансирование (изготовление текста напутствия от первых лиц города и района, приобретение сувениров, изготовление фотографий) оплачивает администрация города Ангарска в рамках городской программы «Молодежь Ангарска». Всегда считается, что самый сложный вопрос – финансирование. Это не всегда так. Самое трудное – наладить и удерживать контакты со всеми лицами и структурами, заинтересованными в патриотическом воспитании. Родители часто не понимают всей значимости воспитательного момента, учителя не спешат  выявлять ребят и дать им информацию о церемонии, заместители директоров школ по воспитательной работе не берутся проводить такие церемонии у себя в школах (исключение составляет школа № 15 Ангарска). А Музей может за один раз вручать паспорта не более 70 чел. (и родителей, друзей 200-250 чел.). 5 раз умножим на 70 человек равно 350 чел. ежегодно.  А получают паспорта около двух тысяч 14-летних в год. Вспомните, товарищи взрослые, как вы получали паспорт? Приятные воспоминания? Надо сделать так, чтобы первые впечатления ребят о гражданстве были самые положительные, чтобы в них проснулось чувство гордости за страну, область, населенный пункт. Поэтому о методике проведения, всех нюансах мы рассказываем всегда и всем. Хочется, чтобы такие церемонии проводили везде: в школах, музеях, библиотеках, на заседаниях местной Думы, городских торжественных собраниях.

     Воспитывает ребенка сама жизнь, те реальные жизненные коллизии, с которыми повседневно сталкивается человек и которые позволяют ему сравнить словесно выраженные идеалы и лозунги с фактическим состоянием дел в обществе. Самое страшное – расхождение между словом и делом. Как решить это противоречие? Единственный путь: учитель, воспитай ученика, воспитай его личным примером, своей личностью, своими убеждениями, своей правдой, своей аргументацией в оценках. Воспитай его обязательно поштучно, если вообще можно применить здесь этот сугубо производственный термин. Мир спасут не только красота и доброта, но и нравственные профессионалы. Эти слова должны быть обращены не только к педагогам, но и к родителям. К сожалению, во многих семьях не сохраняют и не ценят семейных традиций. Спросите детей, знают ли они имя-отчество своих бабушек и дедушек? А их родителей? А передаются ли у них в семье реликвии? Всё меньше и меньше отвечают положительно. С 1996 года мы ежегодно проводим муниципальный смотр-конкурс семейных реликвий, тем самым создаем условия для духовного единения семьи (в период подготовки и участия в смотре-конкурсе на уровне школ и в период подготовки к финалу), оказываем помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, популяризируем опыт семейного воспитания через средства массовой информации. Тематика меняется ежегодно: Моя семейная реликвия, Корни наши – родители наши, Мой герб – моя родословная, История Великой Отечественной    войны в истории моей семьи, История моей семьи в истории  моего города, История моей семьи в истории  Иркутской области  и т.д. Формы выступлений: рассказ, стихотворение, быль, инсценировка через демонстрацию предмета, составление родословного древа или семейного герба, представление семейного архива, фотографий и на этой основе рассказ о семье и т.д. Первый этап проводится в школах, второй – в Музее (по 1-2 человека от школы). После проведения мероприятия реликвии экспонируются на выставке в Музее. Все дети получают подарки, сертификаты. Воспитательные эффекты потрясающие. Дети соприкасаются с семейной историей. «Семейная летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или даже о целом роде. Это повествование об истории своего государства. Судьба России – это история семей в череде сменяющих друг друга поколений» (В.В.Путин).

     Как видно Музей не стоит на месте. Он развивается. Работники Музея совершенствуют  формы и методы работы с детьми. Коллектив старается  использовать все свои ресурсы, накопленный опыт, материальную базу во благо воспитания детей. В данное время в Музее разработана и утверждена Программа развития «Ангарчанин. Сибиряк. Россиянин», в которой определены основные направления в виде подпрограмм: «Музейное содружество» (создание единого музейно-образовательного пространства в Ангарском муниципальном образовании), «Нам этот мир завещано беречь» (координация возможностей и усилий Музея Победы и других организаций и учреждений по созданию условий для активизации работы по  военно-патриотическому и историческому воспитанию), «Земля Ангарская» (создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений, заинтересованных в краеведческом воспитании подрастающего поколения), «Ангарский вернисаж» (популяризация и пропаганда творчества ангарчан). Цель Программы развития – создание условий для формирования общественно активной личности, знающей и любящей свой край, город,  уважающей старшее поколение; формирования исторической грамотности подрастающего поколения; воспитания гражданина, патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны, способного на деятельное соучастие в судьбах своих сограждан и на добровольное служение обществу. Работы впереди много.

 

 «Родина – это всегда Дело и всегда Строительное,

будь то чувство, мысль, молитва, песня, каждодневие трудов.

Ибо все это направляется к убеждению и укреплению

отеческой земли и живущего на ней человека»

(В.Г.Распутин)

Меню сайта

Поиск



Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 166